Автор: Библио.Викторина
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский живописец-маринист армянского происхождения, коллекционер, меценат.
Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века[4][5]. Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.
Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается[кем?] одним из величайших маринистов всех времён.
Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота — Наваринский бой, Чесменский бой, Синопский бой. Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского, много интересных картин посвящено обороне Севастополя. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя». С началом Крымской войны художник организовал в Севастополе выставку своих батальных картин. Впоследствии долгое время он отказывался покинуть осаждённый Севастополь и только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает в Харьков, где находилась в тот момент его жена с дочерьми. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею. Картина была написана под непосредственным впечатлением от посещения художником осаждённого города[23]. В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, Айвазовский пишет картину «Малахов курган» — дань памяти героям обороны Севастополя. Картина изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста на месте гибели вице-адмирала Корнилова. Военные специалисты отмечали, что «сцены морских сражений, написанные И. К. Айвазовским, проникнуты патриотизмом, отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и глубоким осмыслением тактики морского боя»[53].